1964 Monte Carlo Rally winners show off their trophies. 1964 Monte Carlo Rally winners show off their trophies.

РАЛЛИ МОНТЕ-КАРЛО 1964 ГОДА.

ГДЕ НАЧАЛОСЬ ВОЛШЕБСТВО MINI.

Когда 60 лет назад Патрик Хопкирк пересек финишную черту в Монако, весь гоночный мир затаил дыхание. После финального 22-километрового сражения в самых неблагоприятных погодных условиях Mini Cooper S цвета Tartan Red неожиданно одержал победу над множеством более мощных конкурентов, положив начало триумфальной победной серии, которая длится и по сей день.

В чем же секрет того, что классический Mini превзошел всех 276 соперников? Мы отправились на поиски ответов, чтобы выяснить, при чем здесь родословная Куперов и почему дух прошлого до сих пор ощущается в новом поколении MINI. Возможно, именно с Чарльзом «Чарли» Купером –фанатом гонок в четвертом поколении – связана именно та увлекательная предыстория, которую мы ищем.

Paddy Hopkirk driving the #37 red Mini to 1964 Monte Carlo Rally victory.

ЧАС СЛАВЫ
АУТСАЙДЕРА.

18 января 1964 года стартовый сигнал 33-го ралли Монте-Карло прозвучал в девяти европейских городах. Перед всеми гоночными автомобилями стояла одна цель: первыми добраться до Монако и на максимальной скорости преодолеть городские каньоны у Лазурного берега. Извилистый путь через Приморские Альпы с отвесными склонами, крутыми поворотами, заснеженными и обледенелыми перевалами требовал от автомобилей всего и даже больше. Это наглядно объясняло, почему ралли Монте-Карло считалось одним из самых сложных.

Компактный Mini Cooper, изначально создававшийся как экономичный и доступный городской автомобиль, не имел шансов на победу. Все было против этого малыша, в том числе и его сильные соперники. Среди них был Бо Люнгфельдт, пилотировавший мощный V8 Ford Falcon. И хотя гоночный инженер и легенда MINI Джон Купер сумел увеличить рабочий объем до 1071 см³ и довести мощность двигателя до впечатляющих 90 л.с., соперники Mini все равно располагали в три-четыре раза большей мощностью. Этим Люнгфельдт умело пользовался вплоть до так называемой «Ночи длинных ножей», после которой его отделили от преследователей целых 65 секунд.
  

Но затем соотношение сил изменилось.

Размеры, вес и задний привод затруднили подъем на Коль-де-Турини высотой 1607 метров, в результате чего преимущество Люнгфельдта сократилось. По пятам за ним следовал Хопкирк, который, казалось, летел по огромным массам снега благодаря переднему приводу, оптимальному выбору шин и отменной управляемости Mini в поворотах. Даже когда автомобили в течение многих километров мчались на полном газу, аутсайдер, подвергавшийся частым насмешкам, не желал оставаться позади.

На заключительном этапе на извилистых улицах Монте-Карло швед снова показал лучшее время и первым пришел к финишу. В то время для уравнивания разницы в мощности и весе автомобилей использовалась специальная формула гандикапа. В результате Mini Cooper произвел настоящую сенсацию, придя к финишу всего на полминуты позже и обеспечив те самым себе первое место в общем зачете.

Джон Купер с удовольствием рассказывал об этом легендарном моменте своему внуку Чарли: «Я помню, как напряженно проходил финальный этап и как скрупулезно велся ручной хронометраж и производись расчеты, необходимые для определения победителя. Прошла целая вечность, прежде чем организаторы объявили победителями "Пэдди" Хопкирка и Генри Лиддона».

Стартовый номер 37, украшавший красный Mini, с этого момента навсегда остался в памяти людей.

Mini с номером 33 EJB смело проходит поворот на ралли Монте-Карло.

ТРИ МУШКЕТЕРА.
ОДИН MINI.
БЕЗГРАНИЧНЫЙ ОПТИМИЗМ.

В том году в гонке участвовали шесть заводских автомобилей; три из них финишировали в первой десятке, что послужило началом эры «трех мушкетеров» – Патрика Хопкирка, Тимо Мякинена и Рауно Аалтонена. Однако огромный успех, вызвавший фурор во всем мире, нельзя было объяснить лишь удачей или случайностью. Открыть в 1960-х годах новую главу в истории удалось благодаря усилиям инженеров и гонщиков, особой конструкции Mini и неиссякаемой уверенности.

В соответствии с теорией Дарвина маленький Cooper доказал, что побеждает не самый сильный, а самый приспособленный: малый вес, длинная колесная база, короткие свесы кузова и уникальная управляемость наделили его особой маневренностью и позволили компенсировать дефицит мощности. Исключительно талантливый Хопкирк постоянно тренировался на снегу и смог полностью использовать потенциал автомобиля, который по своей управляемости был похож на карт.

К тому же отлично сработала вся команда. Так называемые «ледяные шпионы» выясняли расположение критических участков трассы и передавали гонщикам по радио важную информацию во время гонки. По словам Чарли, был еще один важный фактор, который определил исход ралли: «Возможно, главным отличием команды, от которой никто не ждал успеха, был ее дух. Ведь ее основу в свингующие 60-е годы составляла группа британцев, полных оптимизма и веры в то, что они могут победить всех».


«Одно можно сказать наверняка; без одного конкретного человека ничего из этого не произошло бы вообще.

Падди Хопкирк, Тимо Мякинен и Рауно Аалтонен спустя десятилетия воссоединились, чтобы отметить победу, которую они одержали на красном Mini под номером 37.
Падди Хопкирк, Тимо Мякинен и Рауно Аалтонен с Mini, на котором они победили в ралли Монте-Карло 1964 года.

ВЕХИ
РАЛЛИ МОНТЕ-КАРЛО.

Вехи ралли Монте-Карло. Вехи ралли Монте-Карло.

ОТ ИНСАЙДЕРСКОЙ ПОДСКАЗКИ ДО
ГЛОБАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА.

Задолго до того, как дизайнер Алек Иссигонис набросал на листе бумаги первый эскиз Mini, между ним и Джоном Купером установилась крепкая дружба. Купер, чей отец сам владел мастерской, работал с двигателями Morris, и Иссигонис не раз обращался за советом к опытному конструктору, который уже успел прославиться благодаря собственным гоночным командам Формулы 2 и 3. Но руководство BMC скептически отнеслось к планам Купера модифицировать Mini для участия в дорожных гонках. «Они вообще не представляли себе Mini в качестве гоночного автомобиля. Однако настойчивость моего дедушки и его первые успехи на отечественных трассах в конце концов переубедили их», – рассказывает Чарли. Это упорство быстро окупилось: в 1962 году обновленный Mini занял первые места на подиуме на известных раллийных трассах. Так родился культовый автомобиль.

Доказав свою состоятельность, классический Mini отправился на престижную гонку Монте-Карло. Успех Хопкирка в 1964 году был в следующем году повторен Мякиненом, который не набрал ни одного штрафного очка. Трех мушкетеров было не остановить, даже когда мечты о хет-трике были уничтожены спорной дисквалификацией в 1966 году. Несмотря на то, что Рауно Аалтонен в 1967 году снова выиграл ралли и все же сделал хет-трик, в 1970 году золотым годам пришел конец –конкуренты сильно прибавили и добились реванша. Но конец господства в ралли стал лишь началом исторического глобального успеха марки MINI.
 

ТИПИЧНЫЙ MINI. НО ВСЕГДА РАЗНЫЙ.

Компания MINI поставила перед собой цель удовлетворить индивидуальные пожелания каждого автолюбителя. Так появились новые производственные мощности и модели, такие как MINI Clubman или MINI Cabrio. В основу многочисленных специальных моделей были положены самые разные подходы – от спортивного и элегантного до молодежного и дерзкого, но при этом они всегда сохраняли традиционный спортивный дух и британский стиль. На протяжении десятилетий бренд MINI обновлялся снова и снова, предлагая все больший комфорт благодаря высококачественным материалам, техническому опыту и растущим возможностям индивидуализации. MINI создан для любых дорог и для любого образа жизни.
 

Современный John Cooper Works MINI участвует в ралли.

КРОВЬ, ПОТ, ВЕРА.
НАСЛЕДИЕ КУПЕРА.

Джон Купер передал свою любовь к созданию индивидуальных автомобилей своему сыну, Майклу. В начале 2000-х Майкл основал компанию John Cooper Works, специализировавшуюся на тюнинге. Его первым автомобилем, что неудивительно, стал красный Mini. Теперь это наследие сохраняется уже в четвертом поколении: сын Майкла Чарли также является гонщиком, который глубоко проникся тем же «предпринимательским духом и любовью к гонкам и автоспорту».

Для Чарли эта страсть – часть его ДНК: «Я до сих пор звоню своему старику после каждой гонки Формулы-1. Этот анализ гонки – традиция, которая укоренилась так же, как готовка воскресного жаркого». Было время, когда Чарли пытался выбрать другой путь, не связанный с делом семейства Купер. Это был бунтарский период, но он быстро закончился. «Притяжение бренда было слишком сильным; я чувствую себя как дома после вынужденного отъезда. Я очень рад, что снова работаю с MINI и BMW Group, поддерживаю аутентичный дух семьи Купер и сохраняю связь с автоспортом», – говорит Чарли.

Недавно Чарли поднялся на знаменитый Коль-де-Турини на красном классическом Mini с контрастной белой крышей, проехав по тому же пути, который его дед, полный адреналином и боевым духом, покорил 60 лет назад. В 2023 году он также принял участие за рулем MINI John Cooper Works в 24-часовой гонке на Нюрбургринге – одном из самых сложных соревнований в мире – и сумел подняться на подиум. Так что MINI и сегодня способен на большие дела.

НА ТРАССАХ ИСТОРИИ.
ЭЛЕКТРИЗУЮЩАЯ КАРТИНГОВАЯ УПРАВЛЯЕМОСТЬ.

За последние шесть десятилетий с MINI Cooper произошло многое. Его возможности снова и снова расширялись. Стиль, техника и функциональные возможности постоянно совершенствовались. И все же культовые черты, которые сыграли решающую роль в победе в Монте-Карло в 1964 году, можно найти в моделях MINI и сегодня: передний привод, поперечное расположение двигателя, короткие свесы кузова, компактные размеры.

MINI по-прежнему остается проворным автомобилем, который гарантирует непревзойденное удовольствие от вождения и позволяет каждый день наслаждаться спортивным стилем. Он сохранил очарование оригинального дизайна и при этом получил значительно более высокие технические характеристики, которые только подчеркивают характерную картинговую управляемость.

РАЛЛИЙНЫЙ COOPER В СРАВНЕНИИ С НОВЕЙШИМ MINI COOPER S.

Mini Cooper S 1964 года. Mini Cooper S 1964 года.
MINI Cooper S 2024 года. MINI Cooper S 2024 года.

Теперь второе принципиальное обновление открывает для культовой модели дверь в новую эпоху: новое электрическое семейство MINI фокусируется на экологичности и переносит современные стандарты на гениальную, проверенную временем концепцию автомобиля и привода.

По мнению Чарли, этот шаг полностью соответствует философии MINI: «Переход на электричество имеет для бренда большое значение. Использование электрических технологий не только соответствует стремлению к устойчивому развитию, но и дает массу преимуществ для культовой картинговой управляемости MINI. Мой дед был бы в восторге от электрической революции».

Традиции MINI, а это удовольствие от вождения, острые ощущения и смелость принимать нестандартные решения на протяжении шести десятилетий и четырех поколений, продолжают жить вместе с Чарли в момент вступления MINI в новую электрическую эру.

Чарли уже протестировал новое поколение, и ему особенно нравятся будущие модели John Cooper Works. По его мнению, автомобили ощущаются проворными, маневренными и удивительно сбалансированными. «Именно это вызывает на вашем лице радостную улыбку, которая так характерна для водителей MINI».

В прошлом году он вышел на сцену вместе со Штефани Вурст, главой MINI, и легендой ралли Рауно Аалтоненом, чтобы представить новый электрический MINI Cooper. Глядя в будущее, Чарли планирует идти по стопам своего отца и деда, чтобы сохранить неповторимый бунтарский дух автомобиля: «Все это выглядит как этап революции, с намеком на электрическое будущее гонок». Купер продолжает работать над MINI Cooper, который воплощает «удовольствие от вождения, острые ощущения от соревнований и рожденный этим дух товарищества».

Почему-то все это звучит очень знакомо.

Mini, победитель ралли 1964 года, на парковке рядом с современным раллийным MINI.