Слева: Руби Барбер и украшенный цветами MINI Cabrio; справа: снимок руки Руби, поправляющей орхидеи.

СИЛА ЦВЕТОВ.

Художница Руби Барбер создает из растений чарующие сюрреалистические творения. На этот раз она превратила MINI Cabrio в украшенное цветами произведение искусства.

Кабриолет может быть очень удобен, если Вам нужно перевезти листья размером с уши слона. Разумеется, решать такие задачи приходится совсем не часто. Но если Вы – Руби Барбер, одна из самых востребованных дизайнеров-флористов в мире, создавшая, например, композиции, напоминающие сталактиты, свисающие с потолка Большого дворца в Париже, то Вам придется время от времени сталкиваться с проблемами, которые легче решить с помощью автомобиля с открытым верхом.

Снимок на рабочей площадке: Руби занимается цветочным оформлением.

Сегодня утром она ждет гигантские листья Алоказия Гагеана. Наряду с орхидеями и розами им суждено стать элементами художественного произведения, которое украсит обложку журнала MINI Insider. Листья находятся на пути из берлинской мастерской Барбер в фотостудию, где уже в течение нескольких дней проходят акклиматизацию орхидеи. Розы же, напротив, привезены прямо из квартиры 34-летней художницы, где они постепенно распустились и теперь выглядят именно так, как нужно родившейся в Австралии Барбер. «Многие люди думают, что я просто играю с цветами целыми днями, – говорит она. – На самом деле 90 процентов моей работы состоит из копания в земле, таскания тяжелых ведер, а также выяснения, когда и какое растение достигнет идеального состояния, а также как и где его можно достать. Но я также люблю ездить на автомобиле. Каждая поездка за город дарит мне новые идеи, а в автомобиле с открытым верхом этот опыт становится особенным, потому что он позволяет мне соприкоснуться с природой».

Создавая свое произведение искусства, Барбер начала с того, что расположила на крышке багажника MINI Cooper S роскошные, устремляющиеся вверх джунгли из амаранта, винограда и зелени. Затем подобно скульптору она наполнила их движением и энергичностью, добавив такое количество деталей, что зрители могут просто потеряться в них на несколько минут. Что скрепляет все это вместе? Например, обычная проволочная сетка, которая используется для создания и более сложных каскадов. То и дело Барбер снимает свое творение на мобильный телефон, чтобы проверить, достаточно ли гармонично и фотогенично оно выглядит. Она поправляет усик здесь и подтягивает несколько цветков там, пока цветы и фрукты не начинают жить собственной жизнью, перестают быть просто биомассой и превращаются в некое живое существо, которое сначала наполняет MINI, а затем вырывается на окружающее его пространство.

Как и во многих других своих работах, художница-флорист позволяет природе жить своей жизнью. В творениях Барбер растения прокладывают свой путь через пространства, заходят за углы и поднимаются вверх по стенам. Сначала они будто насмехаются над гравитацией, но в конце концов подчиняются ей и образуют невероятно красивые цветочные облака. Ее работы вызывают ассоциации с романтикой старого мира, характерной для голландских натюрмортов XVII века. И, как и старые картины, работы Барбер напоминают нам о быстротечности жизни.

Знакомство с биографией Барбер объясняет ее художественную взаимосвязь с природой. Она родилась в Сиднее в семье, где мать была галеристкой, а отец занимался фотографированием натюрмортов. Ее родители обладали природным чутьем и прекрасно разбирались в текстурах, формах и цветах. Барбер выросла в доме, полном предметов искусства и дизайна. Ее любимая книга – «Таинственный сад», в которой главная героиня, Мэри Леннокс, с любовью ухаживает за заросшим садом и возвращает его к жизни. И сад начинает радовать не только Мэри, но и всех, кто его видит. «Исцеляющая сила природы занимает центральное место в книге – это то, во что я твердо верю, – говорит Барбер. – И Мэри мне сразу понравилась. Вначале она немного злая, но сад помогает ей найти себя. Когда у нас в начальной школе проводились недели книги, я сама превращалась в Мэри и, кроме того, я очень любила слушать ее историю каждый вечер перед сном. Гораздо позже, когда мой отец переехал в свою студию на углу Мэри-стрит и Леннокс-стрит в Сиднее, а я искала название для своего бизнеса, это имя вернулось ко мне». Так родилась «Студия Мэри Леннокс», которая и по сей день остается торговой маркой Барбер.

В то время Барбер еще изучала в Сиднее архитектуру и дизайн интерьеров и покупала экзотические цветы, ветви и травы на Флемингтонском рынке только для удовольствия, чтобы превратить их в букеты для друзей и близких. Ее хобби переросло в службу доставки цветов, а потом она прошла обучение у флористов – сначала в Сиднее и затем в Нью-Йорке. Со своим супругом она знакома с подросткового возраста. Так как он родом из Германии, хотя и вырос в Австралии, в 2012 году пара переехала в Берлин. Там Барбер начала новую жизнь, не имея ни связей, ни даже бизнес-плана. Вскоре она начала продавать свои работы в магазине The Store в молле Soho House. В 2014 году она получила свой первый крупный заказ на оформление берлинской штаб-квартиры крупного автопроизводителя.

Orchids in a vase.
>
Left: Ruby works on set; right: The MINI Convertible is parking in front of a building with leaves the size of elephant ears aboard.
The MINI Convertible – a perfect companion if you have leaves the size of elephant ears to transport.

Сегодня в ее команде семь постоянных сотрудников, а также фрилансеры по всему миру. Сама Барбер регулярно путешествует, чтобы задрапировать свои знаменитые цветочные облака в венецианском арт-отеле St. Regis или создать лабиринт из роз для Миланской недели дизайна. У нее почти 200 000 подписчиков в Instagram, и именно интернету она обязана тем, что ее творения продолжают жить даже после того, как их уже давно отправили в компостную кучу. За все прошедшее время подход Барбер к своей работе остался неизменным: она готовит схемы и планы проекта только в том случае, если на этом настаивает клиент. Обычно же она просто полагается на свои глаза, обоняние и интуицию, бродя в поисках растений по рынку, лесу или заросшей 100-летней теплице. Ее вдохновляют растения, находящиеся в своей естественной среде, и в любом случае она предпочитает сама срезать материал для своих работ. Для этого она путешествует по всей Европе и завела собственную картотеку интересующих ее мест. В нее включены проселочные дороги на Майорке, где в конце лета можно найти пальмовые ветви, высушенные солнцем до золотистого цвета, области в Бранденбурге с самыми пышными кустами ежевики и итальянские лимонные сады с идеальными плодами. Или же она может отправиться в Нидерланды, разыскивая садовые розы с таким сильным ароматом, что можно подумать, будто их опрыскали духами.

Ruby’s assistants hand her large vases of orchids.
>
Left: Detail shot of a hand touching a flower; right: Ruby sitting at her dining room table and is flipping through a magazine.
Руби Барбер знает, где найти лучшие цветы, и что нужно сделать, чтобы они расцвели. Кстати, розы на длинном столе приготовлены только для нашей фотосессии с MINI.
Ruby Barber and the MINI Convertible in front of her house.

Чем больше наш мир становится цифровым, тем сильнее оказывается наша потребность в природе: растирать травы пальцами и вдыхать их аромат, выращивать помидоры, выезжать за город, прыгать в озеро и удивляться летней грозе. Природа красива, но она, конечно, не идеальна. Природа – это жизнь во всем ее непостоянстве. И именно эту жизнь Барбер вдохнула своим искусством в кампании таких брендов, как Versace, Gucci и Hermès.

Именно поэтому она использует объеденные насекомыми листья и покрытые каплями дождя растения или делает акцент на листьях или стеблях, а не на самих цветах.

Удивительно, но в доме виртуозной флористки... нет цветов. На кухне стоит одинокий кактус, тощий, крепкий и старый, но супруг требует его сохранить, говорит Барбер: пока в этом комке с колючками есть жизнь, его выбрасывать нельзя. Розы на длинном столе стоят здесь только для нашей фотосессии. А ведь ее прекрасная просторная квартира в стиле модерн в Шенеберге с потолками высотой три с половиной метра практически идеально подходит для размещения цветочных облаков Барбер.

Зато ваз здесь много. На столе стоят 20 штук, на полке – еще около 15. Все остальное на полке посвящено исключительно миру растений, включая справочник «Искусство создавать сады» ландшафтного дизайнера Лучано Джуббилея и книги Пита Удольфа, который превратил в парк нью-йоркскую хай-лайн, заброшенную железную дорогу на эстакаде. Несмотря на городскую среду, созданный им ландшафт создает ощущение дикой нетронутой природы. На полке также стоит иллюстрированная книга о художниках-флористах, уже в течение нескольких лет задающих тон в своей области. Барбер также представлена в ней натюрмортом, который выглядит слишком сочным, чтобы быть реальным. Но как можно работать с георгинами размером с тарелку или с розами и орхидеями таких необычных цветов, что простые смертные не просто никогда не найдут их в магазине, но и не захотят увидеть их в своих собственных четырех стенах? «В обычной обстановке слишком много всего, что отвлекает внимание от цветов, отвечает Барбер – Цветам просто необходима белая комната».

>
Left: Detail shot of a flower at the grille; right: Ruby and one of her assistants are working on set.
Создавая свои цветочные композиции, Руби Барбер обычно работает без определенного плана, ориентируясь на свои представления и интуицию – как здесь, в работе с MINI Cabrio.

Несмотря на свой успех, Барбер относится к своей работе без тщеславия. «Моя задача заключается в том, чтобы показать природу в ее лучшем виде. Природа – художник, а я – лишь ее посредник. Я хочу, чтобы мы поняли, что люди, животные и растения являются равноправными частями экосистемы и должны жить в гармонии друг с другом. Каким бы великолепным и экстравагантным ни был цветок, в нем всегда присутствует скромность. Нам, людям, не помешало бы побольше этого качества». Возможно, именно поэтому Руби Барбер так часто выбирает формат XXL: пышность ее работ, изобилие природной красоты, которую она предлагает, ставит нас, людей, на место.

Portrait of Ruby in the Botanical Gardens of Berlin.
>
The MINI Convertible as a floral artwork.
MINI в полном расцвете: Руби работает подобно скульптору, создавая сложные каскады цветов.