Автомобили MINI Clubman и Mini Estate в рекламном ролике.

УДАЧНЫЙ ВЫБОР: MINI CLUBMAN.

Все знают MINI Clubman. Этот третий кузовной вариант нового MINI, представленный в 2007 году, стал известен и любим благодаря многим своим особенностям – в первую очередь уникальным распашным задним дверям. Но это было не первое появление Clubman. Его дебют состоялся в 1969 году, когда он выпускался в нескольких версиях, одна из которых носила название Clubman Estate. Это должен был быть новый, более зрелый Mini. Удалось ли добиться поставленной цели? И да, и нет. Но это всего лишь один из эпизодов захватывающей истории MINI Clubman, современное поколение которого подходит к концу своего жизненного цикла, и его вершиной станет появление в марте 2023 года завершающей серии Final Edition. Поэтому сейчас самое время вспомнить об автомобиле, который вызывал так много споров и прославил имя Clubman.
>
Logo
Черно-белое фото с тремя автомобилями: Mini и два Mini Clubman.

БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ MINI.

Когда Mini впервые появился в 1959 году, для большинства сразу стало очевидно, что он обладает уникальной способностью превращаться в самые разные виды автомобилей. Он почти мгновенно стал пикапом, а Джон Купер раскрыл его гоночный потенциал. Затем появились такие совершенно необычные версии, как фургон для продажи мороженого Mini Ice Cream Van и кемпер Mini Wildgoose.

Было также еще два – или четыре, в зависимости от того, как их считать – варианта, которые выделяются, когда речь идет о Clubman и Clubman Estate.

Надо сказать, что оригинальный Mini выпускался в том числе и в кузове «универсал». С технической точки зрения речь шла о двух версиях, так как в то время почти все Mini существовали в двух вариантах. Mini еще не был отдельным брендом: первые компактные автомобили, которые мы считаем оригинальными Mini, обозначались либо как Austin Seven (позже Austin Mini), либо как Morris Mini-Minor. Это объяснялось политикой владельца, компании British Motor Corporation (BMC), предусматривавшей продажи по сути одного и того же автомобиля под разными названиями или брендами. Основным отличием было место сборки, но автомобили имели также разные решетки радиатора.

Черно-белое фото: черно-белая фотография Morris Mini Traveller. Иллюстрация ниже: Austin Mini Countryman.
The predecessors: the Morris Mini Traveller and the Austin Mini Countryman.
icon

Оригинальные Mini с кузовом «универсал» назывались Austin Seven (позже Mini) Countryman и Morris Mini Traveller. Несмотря на одинаковую переднюю часть, они имели удлиненное по сравнению с базовым Mini шасси и большую заднюю часть, похожую на коробку. Примечательно, что эти автомобили оснащались задними распашными дверями, которые стали отличительной чертой MINI Clubman. Уникальность этим автомобилям придавала также декоративная деревянная отделка бортов в задней части, хотя эта особенность была присуща не всем моделям.

icon

Двумя другими автомобилями, предшествовавшими Clubman, были Riley Elf и Wolseley Hornet. Они появились в 1961 году и были более длинными и роскошными топовыми версиями Mini. Эти два двухдверных седана с традиционной трехобъемной компоновкой были практически идентичны. Но с ними были связаны определенные проблемы, которые BMC хотела решить.

A photo of the Wolseley Hornet.
Wolseley Hornet, один из двух роскошных вариантов Mini.

ВРЕМЯ ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ.

К середине 60-х годов Riley Elf и Wolseley Hornet выглядели устаревшими. Хотя BMC не планировала какой-либо замены Mini, компания хотела придать широкому семейству Mini более красивый и современный облик.

Было решено заменить седаны Riley Elf и Wolseley Hornet одним автомобилем – Clubman. Речь шла о новой модели, и разработчики планировали создать в том числе и версию с кузовом «универсал»: новый Clubman Estate должен был прийти на смену Austin Countryman и Morris Mini Traveller. Также планировалось значительно снизить производственные затраты. Этого, правда, добиться не удалось, но успех одного начинания из двух – это тоже неплохо.

Компания BMC стремилась сократить разнообразие своих устаревающих автомобилей. Почему? Просто она руководствовалась принципом все хорошо в меру.

 

Эти слова как нельзя лучше описывали положение BMC. В шестидесятые годы компания быстро росла. В 1966 году она приобрела Jaguar и превратилась British Motor Holdings (BMH), а в 1968 году она стала еще больше и после слияния с Leyland Motors, Rover и Alvis стала именоваться British Leyland Motor Corporation (BLMC). В 1967 году компания предлагала более 150 моделей, что было слишком много. Это усложняло производство, и к тому же автомобили компании постоянно конкурировали друг с другом.

>
On the way to The Clubman.
>
The dates.
Главный дизайнер оригинального Mini сэр Алек Иссигонис на фото рядом с Mini.
Сэр Алек Иссигонис.

1952

Основание British Motor Corporation.

1959

Первый Mini.

1961

BMC приобретает Jaguar Cars и Pressed Steel Company, что приводит к созданию British Motor Holdings.

1969

В результате слияния BMH с Leyland Motor Corporation, Rover и Alvisо образована компания British Leyland Motor Corporation.

1970

Дебют Mini Clubman.
>
lorem ipsum

НОС ПО ВЕТРУ.

Для разработки дизайна нового Clubman в 1967 году компания BMH наняла Роя Хейнса, который прославился как человек, прекрасно чувствующий современность. И он решил поставленную перед ним задачу, придав автомобилю новую выразительную переднюю часть. Она была на 10 см длиннее, чем у оригинального Mini, и более угловатой. Кому-то это понравилось, а кто-то так и не смог с этим смириться.

В итоге на базе Clubman было создано три серийных автомобиля. Первым был седан, который дебютировал в 1969 году, а годом позже появился Estate. Был также еще спортивный 1275 GT, который не носил имя Clubman, но имел одинаковую с ним переднюю часть. 1275 GT стал, можно сказать, легендой автоспорта, о чем мы подробно рассказывали ранее. Хотя в то время дизайн Clubman вызывал споры, его более угловатые формы стали отличительной чертой всего модельного ряда BLMC.

Фото Mini Clubman Estate.
Mini Clubman Estate. Нос, который знают все.
>
lorem ipsum
Drawing element.
За свою более чем 10-летнюю карьеру Mini Clubman разошелся тиражом почти шестьсот тысяч экземпляров и занял важное место в истории марки.
numbers
>
lorem ipsum

ВСЕ ГЛАВНОЕ – СЗАДИ.

Для разработки дизайна нового Clubman в 1967 году компания BMH наняла Роя Хейнса, который прославился как человек, прекрасно чувствующий современность. И он решил поставленную перед ним задачу, придав автомобилю новую выразительную переднюю часть. Она была на 10 см длиннее, чем у оригинального Mini, и более угловатой. Кому-то это понравилось, а кто-то так и не смог с этим смириться.

В итоге на базе Clubman было создано три серийных автомобиля. Первым был седан, который дебютировал в 1969 году, а годом позже появился Estate. Был также еще спортивный 1275 GT, который не носил имя Clubman, но имел одинаковую с ним переднюю часть. 1275 GT стал, можно сказать, легендой автоспорта, о чем мы подробно рассказывали ранее. Хотя в то время дизайн Clubman вызывал споры, его более угловатые формы стали отличительной чертой всего модельного ряда BLMC.

Фото Mini Clubman Estate.
Не такой эмоциональный, но очень пропорциональный: Mini Clubman Estate.
Фото модели 1000HL Estate.
1000HL Estate.
icon
Clubman Estate выпускался до 1981 года, точнее до 1982 года, когда завершился выпуск модели 1000HL Estate. За время своего существования он претерпел несколько незначительных модернизаций, получив, например, более новый 45-сильный двигатель объемом 1098 куб. см, который заменил оригинальный 38-сильный двигатель объемом 998 куб. см, унаследованный Clubman от оригинального Mini.
icon
Хотя он не стал классикой на уровне оригинального Mini (да и какой автомобиль мог бы претендовать на это?), у него появились некоторые детали, которые впоследствии были позаимствованы его более круглоносым собратом. Пол Хьюз, пришедший в компанию одновременно с Ройем Хейнсом, разработал новую, более эргономичную комбинацию приборов, которая располагалась за рулем, а не по центру передней панели, как у оригинального Mini. К 1980 году этот дизайн стал стандартным для всех Mini.

Интерьеры оригинального Mini и Mini Clubman.
Шаг вперед. Приборная панель MINI Clubman (внизу) по сравнению с оригинальным Mini.

ВОЗРОЖДЕНИЕ.

В 2007 году после более чем 25-летнего перерыва состоялось возрождение универсала MINI Clubman. Как и оригинал, он привнес кое-что новое. Как и следовало ожидать от универсала, он имел больше пространства для ног и более вместительный багажник, который стал главным отличием новой модели. Сразу же приходят в голову задние распашные двери, которые обеспечивают легкую погрузку и выгрузку вещей. Но у возрожденного Clubman также была еще и задняя боковая дверь только с пассажирской стороны, что придавало автомобилю еще больше индивидуальности.
Вид сзади на MINI Clubman 2007 года.
Красивая асимметрия: MINI Clubman 2007 года.
>
The mini clubvan.
drawing element
Это был лишь вопрос времени, когда MINI попробует создать коммерческий автомобиль на базе Clubman. В результате появился MINI Clubvan, выпускавшийся с 2012 по 2014 год. У него не было задних сидений, а вместо задних окон стояли металлические панели. При этом Clubvan имел просторную и прочную грузовую площадку со съемной разделительной сеткой.
 Image of the MINI Clubman.
>
lorem ipsum
icon
Дверь со стороны пассажира не сохранилась в нынешнем поколении, представленном в 2015 году. Однако современный Clubman может похвастаться более длинной колесной базой, что позволяет автомобилю иметь четыре двери и более просторный салон. Кроме того, он отличается более элегантным и не таким угловатым внешним видом, более широким выбором двигателей и более совершенной информационно-развлекательной системой. Он по-прежнему остается полноценным 5-местным автомобилем, на котором удобно ездить и в одиночку, и со всей семьей. Для тех, кто ценит скорость, азарт и практичность, оптимальным выбором станет Clubman в исполнении John Cooper Works. Как и принято в MINI, для Clubman имеется множество вариантов индивидуализации – от обычных декоративных полос до уникального дизайна крыши. Также клиентам предлагаются разнообразные специальные серии, например MINI Clubman Untold Edition, дебют которого состоялся в 2022 году.
И вот год спустя, пришло время MINI Clubman Final Edition – автомобиля с эксклюзивной комплектацией, который станет достойной прощальной моделью. Отдавая дань уважения наследию Clubman, дизайнеры Final Edition придали автомобилю неповторимый премиальный вид. Не упустите своего шанса – ведь эта серия будет выпущена в количестве всего 1969 экземпляров. Достойное прощание с MINI Clubman. И до новых встреч.
Фото MINI Clubman Final Edition и 1000HL Estate.
Прошлое и настоящее. 1000HL Estate и три версии MINI Clubman Final Edition.
>
The MINI Clubman final edition. The last of its kind.
Исторические фотографии: BMW Group Classic; фотографии серии Final Edition: MINI.