ЭВОЛЮЦИЯ ЛЕГЕНДЫ НА ПРОТЯЖЕНИИ ДЕСЯТИЛЕТИЙ

НАСЛЕДИЕ

ПЭТ МОСС. ИКОНА РАЛЛИ И ПРОВОДНИК ИННОВАЦИЙ.

ВСПОМНИМ ВЫДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ПЭТ МОСС – ОДНОЙ ИЗ ПЕРВЫХ И САМЫХ УСПЕШНЫХ РАЛЛИ-ГОНЩИЦ В ИСТОРИИ.
Джинджер Роджерс как-то иронически заметила, что эта женщина могла делать все то же, что и Фред Астер, но «задом наперед и на каблуках». В 1962 году первый женский гоночный экипаж MINI, состоявший из Пэт Мосс и ее штурмана Энн Уиздом, несмотря на снисходительное отношение со стороны многих – «две женщины на смешном автомобильчике», – преодолел гендерные предрассудки, а также, в случае Энн, беременность и жуткое укачивание, и вышел на старт Ралли тюльпанов протяженностью 2500 км. Они сражались, они победили – и до вечерней церемонии награждения Пэт даже успела принять участие в соревнованиях по конкуру, отправившись на них на самолете сразу после завершения гонки. Робкие хрупкие девушки за рулем? Как бы не так.
dam Image

РОЖДЕНА ДЛЯ СОПЕРНИЧЕСТВА.

Если бы скептики, в 1962 году сомневавшиеся в силах мисс Патрисии Энн Мосс, удосужились бы ознакомиться с историей ее жизни, они бы не были впоследствии столь посрамлены. Пэт, родившаяся в 1934 году в графстве Суррей, обладала уникальным гоночным духом, представлявшим собой редкое сочетание врожденного и приобретенного. Дочь британского гонщика Альфреда Мосса и младшая сестра легенды «Формулы-1» Стирлинга Мосса выросла в мире автоспорта, а ее старший брат, помешанный на автомобилях, научил ее водить машину всего в одиннадцать лет.

Вначале Пэт решила направить свою энергию в конкур – гораздо более перспективную спортивную карьеру для молодой амбициозной женщины в Англии середины прошлого века – и к 1953 году 18-летняя девушка стала наездницей олимпийского уровня. И хотя страсть к верховой езде сохранилась у Пэт на всю жизнь, в том году ее парень впервые познакомил ее с миром ралли. Увлекшись этим видом спорта, в котором доминировали мужчины, она начала участвовать в гонках и занимать в них высокие места.

dam Image
1
clip 2 - pat - moss - won - the - tulip - rally - 600 px

ЦЕЛЬ – ПОБЕДИТЬ ВСЕХ.

Пэт не нравился термин «женщина-гонщик», поскольку она хотела соревноваться на равных как с женщинами, так и с мужчинами (и побеждать их!), и она неуклонно зарабатывала себе авторитет в мире автогонок на всем протяжении 50-х годов. Сначала она участвовала в ралли на собственном автомобиле Triumph, но после того, как автомобильная компания отказала ей в спонсорской поддержке, она перешла под крыло MG, разглядевшей в 22-летней азартной и амбициозной девушке скрытый потенциал.

Пэт постепенно зарабатывала себе авторитет, участвуя в гонках в Великобритании и по всей Европе и, наконец, в 1960 году начала завоевывать трофеи и бить рекорды. Ее Austin Healey был слишком велик, и гонщице ростом 163 см приходилось привязывать к педалям деревянные бруски, чтобы управлять автомобилем. Тем не менее она заняла первое место в четырехдневной гонке Льеж-Рим-Льеж и стала первой женщиной, выигравшей международное ралли.

clip 3 - pat - moss - success - 600 px

НАСЛЕДИЕ ПЕРВОПРОХОДЦА.

Хотя победа в Ралли тюльпанов 1962 года на Mini Cooper стала кульминацией карьеры Пэт Мосс, для нее это была далеко не последняя верхняя ступень пьедестала. К моменту отхода от дел в 1974 году она закрепила за собой титул одной из самых успешных раллисток всех времен. С тремя победами в абсолютном зачете и семью финишами на подиуме в международных ралли, пятикратная обладательница титула Чемпионки Европы по ралли и восьмикратная обладательница трофея Coupe des Dames в ралли Монте-Карло (еще один мировой рекорд) была быстрым и бесстрашным первопроходцем, из раза в раз превосходившим ожидания.
clip 4 - Pat - moss - retired - 1974 - 600 px
1

ПАДДИ ХОПКИРК.

ДЖЕНТЛЬМЕН, ЛЕГЕНДА В КЛАССИЧЕСКОМ MINI – И ПЯТЫЙ ЧЛЕН BEATLES.

Его блестящая победа в Ралли Монте-Карло в 1964 году превратила гонщика из Северной Ирландии в самого прославленного раллиста Великобритании, а классическому Mini моментально принесла в мире автоспорта по-настоящему культовый статус. Яркие эмоции за рулем, столь характерные для бренда, до сих пор остаются настоящей страстью 87-летнего гонщика. И он и по сей день продолжает наслаждаться каждым поворотом извилистых загородных дорог.

Мюнхен. Отрыв Ford Falcon с мощным 8-цилиндровым двигателем под капотом составлял 17 секунд. Падди Хопкирк, в безудержном стиле накануне одержавший победу на легендарном ночном спецучастке «Ночь длинных ножей» на перевале Коль-де-Турини, спрятал банку икры в ящик с инструментами своего Mini Cooper S. В 1964 году Ралли Монте-Карло все еще было настоящим приключением для любого профессионального гонщика, и это зрелище в прямом эфире транслировалось по телевидению. Это была эпоха, когда автопроизводители со всего мира обнаружили, что лучше площадки для презентации своих моделей, чем ралли, они не найдут. Таким образом, автомобили самых разных весовых и мощностных категорий состязались друг с другом в очных сражениях – а для последующего уравнивания условий и справедливого распределения баллов использовалась специальная формула расчета гандикапа.

dam Image
И сегодня от воспоминаний о той блистательной победы на классическом Mini под стартовым номером 37 в глазах 87-летнего Хопкирка немедленно вспыхивает восторг от классических автогонок. Управляемость и динамика классического Mini способны зажечь сердце бывалого гонщика и по сей день. «Mini был очень высокотехнологичным автомобилем. Его компоновка с поперечным расположением двигателя в передней части и передним приводом обеспечивали ему ряд неоспоримых преимуществ – как и компактные размеры на узкой извилистой трассе со множеством поворотов», – объясняет раллист из Северной Ирландии, вспоминая свой величайший триумф. Мы встретились с ним перед перевалом Коль-де-Турини, и он сразу же ловко устроился за рулем классического Mini. В этот раз микролитражка была окрашена в культовый зеленый цвет British Racing Green, на дорогах не было снега – и в нашем распоряжении было достаточно времени, чтобы насладиться захватывающим пейзажем и видом на раскинувшийся внизу в долине Монте-Карло. Однако Хопкирк все равно с самого старта идеально выбирает траекторию и выводит классический Mini из поворотов, решительно ускоряясь «в пол» с широкой улыбкой на лице. Восторг возвращается незамедлительно – как и воспоминания о том, что произошло здесь 56 лет назад.
Кстати, икра была из Минска. В те времена в соответствии с традицией Ралли Монте-Карло начиналось стартом автомобилей в девяти европейских городах, и зимой 64-го года Хопкирк вместе со своим штурманом, англичанином Гарри Лиддоном, отправился в путь из Минска. Шесть заводских экипажей Mini и другие автомобили, которые должны были выйти на стартовую решетку, встретились лишь во французском Реймсе. На тот момент Патрик – или, как его все называли, Падди – Хопкирк уже мог похвастаться впечатляющим гоночным послужным списком, включавшим в себя несколько побед в подъемах на холм и пять побед в ралли Circuit of Ireland. Хопкирк также обратил на себя внимание участием в Ралли Тюльпанов в Нидерландах, Альпийском ралли в Австрии и Ралли Сафари в Африке. В 1962 году он за рулем Sunbeam Rapier пересек финишную черту Ралли Монте-Карло на третьем месте в общем зачете. И поскольку он очень любил приключения и никогда до этого не ездил по дорогам Советского Союза, Хопкирк добровольно вызвался стартовать в 1964 году из Минска.
dam Image
dam Image
Старт прошел успешно, и уже с загородных дорог Франции стало понятно, что основная дуэль разгорается между Хопкирком на Mini Cooper S и шведским пилотом Бо Люнгфельдтом на Ford Falcon. Решающее сражение развернулось на перевале Коль-де-Турини – и именно ему суждено было определить финальный итог гонки. Днем ранее прошел сильный снегопад, и это значительно замедлило мощные и тяжелые автомобили соперников Хопкирка. Но для маленькой ракеты это не стало преградой. Рассказывает Хопкирк: «Особенно хорошо Mini ехал на спусках, и все наши тесты были на подъемах и спусках, поэтому все, что мы теряли, когда поднимались вверх, мы отыгрывали, спускаясь вниз».
Все остальное решила формула расчета гандикапа. По итогам «Ночи длинных ножей» на Коль-де-Турини Люнгфельдт создал себе задел 17 секунд, а на финальном кольцевом этапе на трассе Гран-при Монте-Карло опередил второе место на полминуты – но этого оказалось недостаточно для того, чтобы сместить Падди Хопкирка с первой ступени пьедестала в общем зачете. На финише на то, чтобы сопоставить результаты всех участников и подсчитать итоговые баллы, ушло немало времени. Однако в конечном итоге историческая первая победа в общем зачете Ралли Монте-Карло была присуждена классическому Mini.

Неожиданный успех вызвал искренний восторг по всему миру, а в Великобритании эта победа отмечалась как национальный праздник. Классический Mini моментально завоевал статус легенды автоспорта, а Падди Хопкирк в одно мгновение стал самым прославленным раллистом Великобритании. После торжественного награждения победителя триумфатор и его автомобиль вернулись на родину, где снялись в невероятно популярном в то время телешоу Sunday Night at the London Palladium. Фанаты, знаменитости и даже члены правительства Великобритании отправляли Хопкирку телеграммы с поздравлениями. Самой драгоценной для него памятной вещью стала открытка с автографами The Beatles и подписью: «Падди, теперь ты один из нас!»

Mini Cooper S продолжил доминировать в Ралли Монте-Карло в последующие годы. Финские товарищи Хопкирка по команде Тимо Мякинен и Рауно Аалтонен, занявшие четвертое и седьмое места в 1964 году, принесли Mini Cooper S еще две победы в общем зачете в 1965 и 1967 годах соответственно. Фанаты ралли прозвали эту тройку «тремя мушкетерами». В 2010 году они были первыми внесены в финский «Зал раллийной славы». В 1967 году Хопкирк занял шестое место в общем зачете, а годом спустя финишировал в Монте-Карло пятым. Однако уже постепенно становилось понятно, что золотой век миниатюрного искателя приключений катится к закату – учитывая, что все конкуренты непрерывно работали над усовершенствованием своих болидов. Хопкирк пересел на другие автомобили и впоследствии выиграл еще несколько гонок, включая Ралли Акрополис. В 1968 году Падди вновь подтвердил свою репутацию благородного спортсмена и настоящего джентльмена, когда в ходе ралли-марафона Лондон – Сидней он и его штурман Тони Нэш остановили свой претендовавший на победу Austin, чтобы спасти из горящего автомобиля другой экипаж, попавший в серьезную аварию.

dam Image
dam Image
dam Image
В начале семидесятых Падди ушел из профессиональных гонок и занялся импортом автомобилей в свою родную Северную Ирландию и продажей аксессуаров под брендом, названным в его честь. Он также принял участие в перезапуске бренда MINI, выступив в роли консультанта BMW Group. Ветеран раллийного спорта и по сей день участвует во множестве мероприятий в роли почетного гостя. За свое время за рулем Хопкирк поддержал огромное количество кампаний, направленных на повышение безопасности дорожного движения, и он и по сей день остается послом благотворительной организации IAM RoadSmart. Он также состоит в совете правления Британского клуба автогонщиков и поддерживает ассоциацию WheelPower, занимающуюся развитием спорта на инвалидных колясках. В 2016 году Падди Хопкирк был посвящен принцессой Анной в кавалеры Ордена Британской империи.
1

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ВО ВСЕЛЕННУЮ MINI.

ТОГДА И СЕЙЧАС: ЧТО ОЛИЦЕТВОРЯЕТ СОБОЙ MINI.

MINI — это типично городской бренд. Начиная с 1959 года, с первого Mini, мы подошли к решению городских проблем с тем, чтобы предложить максимум впечатлений при минимальной занимаемой площади.

Самый первый MINI, построенный в 1959 году, стал иконой дизайна и имел глубоко человечную привлекательность: своим внешним видом, интуитивным опытом вождения и доступностью. И он был придуман как ответ на острую социальную проблему: острую нехватку топлива.

ИЗМЕНЕНИЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Классический MINI заложил фундамент философии бренда: в нем сочетались компактный размер, вместительность и отточенная управляемость. В наши дни бренд MINI успешно переносит эти идеалы в сегмент премиальных компактных автомобилей.

Будущее ставит перед MINI новые задачи. Бренд стремится к постоянному сокращению выбросов СО2 на каждый произведенный автомобиль, а к началу 2030-х годов модельный ряд MINI станет полностью электрическим. Вместе с тем MINI активно поддерживает инициативы в сфере разнообразия и уважения ко всем членам общества, а проект URBAN-X создает инновации для городских жителей. Через эту программу прошли более 70 стартапов из разных стран, которые предлагают рациональные решения в сферах инфраструктуры, строительства, энергоснабжения и здравоохранения.

1

2001: ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ.

НЕКОТОРЫЕ ВЕЩИ С ГОДАМИ СТАНОВЯТСЯ ТОЛЬКО ЛУЧШЕ.

Сосредоточившись на содержании и качественном превосходстве, при тщательном обновлении своего культового дизайна, Mini в 2001 году возобновил свою деятельность в качестве премиального бренда BMW.

Излишне говорить, что появление заново изобретенного MINI — теперь написанного заглавными буквами — оказало большое влияние. Сохранив свой первоначальный дух, MINI вернулся заново: премиальный, но городской, впечатляющий, но в то же время захватывающий.

 1

В 2001 году концерн BMW обновляет завод в Оксфорде и начинает выпуск новых моделей.

Вскоре к моделям One и Cooper присоединяется спортивная модификация Cooper S. Мощность двигателя здесь возросла до 163 л.с. — в результате Cooper S стал одним из наиболее мощных в мире автомобилей этого класса.

Пять автомобилей впоследствии эволюционировали из оригинального культового mini. Каждый из них разработан с учетом все более гибких требований и меняющихся привычек вождения наших взыскательных владельцев.

Типичный 3-дверный хэтчбек сочетает в себе непревзойденную управляемость на картинге и заниженную подвеску, доставляя уникальные ощущения MINI при перемещении по городским улицам. Ультра-коммуникабельный 5-дверный хэтч делает поездку с друзьями еще более привлекательной. Благодаря надежному полноприводному автомобилю MINI Countryman расширяет горизонты за пределы города. MINI Clubman олицетворяет культовый, очаровательный и утонченный стиль, как и MINI Convertible, созданный как для любителей солнца, так и для любителей острых ощущений, которые не боятся выделиться.
1

MINI: ПОКОРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА.

КАК ПОЛУЧИТЬ ТО, ЧТО ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОТИТЕ, А НЕ ТО, ЧТО ВАМ НУЖНО.
Мировые потрясения, связанные с нехваткой топлива в результате Суэцкого кризиса, привели к осознанию необходимости тщательного сохранения и рационального использования ресурсов – как и в наше время.
dam Image

Непростые социальные изменения заставили дизайнеров искать новые пути и в результате привели к радикальному решению, которое оказалось жизнестойким и послужило основой для разработки одного из самого популярных компактных автомобилей в мире.

Сэр Алек Иссигонис был одним из прорывных дизайнеров своего времени. Его видение классического Mini было обусловлено необходимостью, но очень скоро его творение вошло в моду и стало автомобильной иконой своего времени.

 1

Уникальный автомобиль был не просто компактной и маневренной моделью. Он также вызвал мгновенный эмоциональный отклик благодаря своей дерзкой личности и внешности, которая сигнализировала о свободе для нового поколения, стремящегося раздвинуть традиционные границы. Его формы, круглые фары, шестиугольная решетка радиатора, выразительная крыша, накрывающая автомобиль подобно крышке, расставленные по углам кузова колеса и смелые яркие цвета, казалось, бросали вызов традиционным принципам автомобилестроения.

Но как решить вопросы пространства и динамики при таком компактном дизайне? Окна были выполнены сдвижными, и поэтому в дверях не нужно было место для стеклоподъемников. Это позволило использовать освободившееся пространство для глубоких карманов.

Чтобы гарантировать уникальные впечатления от вождения, Иссигонис прибегнул к двум довольно радикальным и необычным решениям. Он расположил колеса по краям кузова автомобиля, что наделило его революционной картинговой управляемостью и значительно повлияло на динамику – новый автомобиль прекрасно держал дорогу, а также легко и уверенно проходил повороты.

 1
 1
Второе решение Иссигониса заключалось в том, что он расположил двигатель поперечно. Это позволило увеличить пространство салона так, что 80% внутреннего объема было отдано пассажирам. Сделав ставку на комфорт, он также подчеркнул дружелюбную природу компактного автомобиля, позволяющего разместить больше пассажиров.
dam Image
Mini был не только креативным ответом на городские проблемы. Он воплощал в себе очаровательный иррациональный дух своего времени и тем самым привлекал самых разных творческих людей, выступая в качестве важной культурной иконы. Его громкую популярность подчеркивал интерес со стороны поп-звезд, режиссеров и дизайнеров – Пол Маккартни стал гордым владельцем Mini Cooper S 1965 года, Питер Селлерс сделал индивидуальный тюнинг своему любимому Mini, а затем ездил на его клоне в фильме «Выстрел в темноте», а глянцевые журналы использовали его в качестве реквизита для психоделических модных съемок.
Благодаря изобретательности Алека Иссигониса поклонники Mini получили больше, чем просто автомобиль. Они получили опыт вождения, который переосмыслил понятие городской мобильности и произвел революцию в дизайне небольших автомобилей на долгие годы.
1

КАК ПОЯВИЛСЯ MINI.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО КОМПАКТНЫЙ И ПРОВОРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
В 1959 году в условиях жесткой послевоенной экономии и нехватки топлива сэр Алек Иссигонис изобретательно использовал возможности, открывавшиеся перед ним в кризис. Экономию топлива он воспринял как инженерную и дизайнерскую задачу, которую он решил с помощью того, что стало визитной карточкой Mini: творческого использования пространства.

ПРИЧИНЫ РАЗРАБОТКИ MINI.

Поперечно установленный двигатель шел вразрез с существовавшими правилами конструирования автомобилей. А радикальный дизайн убрал все, что казалось лишним. Когда люди заказывали первый Mini, даже отопитель входил в список опций; Иссигонис считал, что он вообще не нужен… Да, мы позднее включили его в базовую комплектацию и добавили еще много опций. Но мы в компании MINI по-прежнему верим в то, что главное - сосредоточиться на самом важном.
 1
Творение Иссигониса было замечательным, но настоящий Mini появился, только когда Иссигонису немного помог его друг – пионер автоспорта Джон Купер. Он однажды прокатился на прототипе и понял, что этот экономичный народный автомобиль проходит повороты, как никакой другой. Он убедил Иссигониса подготовить Mini к ралли Монте-Карло. Остальное – это уже гоночная история. Если Иссигониса можно было назвать минималистом, то Купера – максималистом: в то время как первый все свое внимание сосредотачивал на самом важном, то второй стремился обеспечить максимум впечатлений от вождения.
dam Image
dam Image
Разумеется, первый Mini не изобрел колесо. Но он полностью изменил представление о том, каким может быть автомобиль. Он вышел за рамки правил. Его инновационная подвеска наделила его знаменитой картинговой управляемостью, которой до сих пор так восторгаются наши фанаты. Его внешний вид, созданный инженером с нестандартным мышлением, был безошибочно узнаваем и мгновенно превратил Mini в икону дизайна. Но, возможно, самую важную роль в этом сыграло продуктивное сочетание подходов Иссигониса и Купера, то есть комбинация минимализма и максимализма, сделавшая Mini таким уникальным. Результатом стал смелый компактный автомобиль, который экономил на топливе, но не на удовольствии от вождения. И это вдохновляет нас по сей день.
dam Image
1

СОЗДАТЕЛЬ КУЛЬТОВОГО АВТОМОБИЛЯ: АЛЕК ИССИГОНИС.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ СОЗДАТЕЛЯ MINI.
Инновационный. Уникальный. Культовый. Mini произвел сенсацию своим дизайном и небольшими размерами в конце 1950-х годов благодаря своему создателю, англичанину Алеку Иссигонису. Добиться такого результата было непросто. Однако его история доказывает: никогда не отказывайся от своей мечты, даже если жизнь воздвигает препятствия на твоем пути.

Алек Иссигонис (сэр Александр Арнольд Константин Иссигонис) родился в Смирне в Оттоманской империи (ныне Измир, Турция). Его отец, успешный и состоятельный инженер-судостроитель, был родом из Греции, но имел британский паспорт. Его мать была из Баварии. В 1922 году семья уехала из Турции в Англию, так как все британцы были высланы из страны. Однако его отец не пережил переезда.

Иссигонис с детства мечтал стать автомобильным инженером. В период с 1925 по 1928 год он изучал инженерное дело в политехническом институте Баттерси в Лондоне. Он преуспел в машиностроительном черчении, но три раза проваливался на экзамене по математике. Он сумел получить диплом, но не был допущен к дальнейшему обучению.

В 1928 году он поступил на свою первую работу в конструкторском бюро Gillett, инженерной компании в Лондоне. В 1934 году Иссигониса пригласили в чертежное бюро компании Humber Ltd в Ковентри. В это время он вместе с другом начал работу над созданием специального автомобиля для спринтерских гонок.

В возрасте 30 лет он работал в отделе проектирования компании Morris и добился первого успеха, разработав Morris Minor. Когда в 1952 году Morris и Austin объединились в компанию British Motor Corporation, Иссигонис решил уйти из компании. Затем он перешел в Alvis, где разрабатывал седан класса «люкс», но проект пришлось прекратить из-за недостатка средств. Затем Иссигонис вернулся в British Motor Corporation, где он пришел к своему главному прорыву, который был отчасти обусловлен многими политическими факторами.

НЕФТЯНОЙ КРИЗИС КАК ВДОХНОВИТЕЛЬ ИДЕИ.

Во время второй мировой войны Британия контролировала Суэцкий канал, через который шли поставки нефти, но ситуация изменилась во время так называемого Суэцкого кризиса в 1956 году. Потеря Британией контроля над каналом привела не только к политическому поражению, но и к нефтяному кризису.

Для Алека Иссигониса это был тот самый шанс, который позволил ему проявить себя. Задача заключалась в создании автомобиля с большим внутренним пространством и минимальными наружными размерами, способного вместить четырех человек, обладающего впечатляющими ходовыми качествами, высокой топливной экономичностью и доступной ценой. Именно это Иссигонис и сделал. В результате он создал нечто большее, чем просто экономичный автомобиль.

Mini быстро приобрел культовый характер и восторженных поклонников во всем мире. В течение десятилетий, несмотря на многочисленные усовершенствования, автомобиль не утратил своего первоначального очарования. А Алек Иссигонис? Что же, он вошел в историю как создатель Mini и даже получил дворянский титул за свои заслуги.
1