lorem ipsum

ОТ НЕУДАЧНИКА ДО ПЛЯЖНОГО КОРОЛЯ. MINI МОКЕ.

Не каждый всегда точно знает, какое у него призвание. И только начав работать, человек иногда понимает, что он не рожден для выбранной карьеры. Ранние неудачи и моменты неприятия часто являются этапами процесса взросления, о которых так любят рассказывать в голливудских фильмах. Но именно это и произошло с Mini Moke. В свое время можно было подумать, что Mini Moke обречен на забвение, так и не успев проявить себя. Но он неожиданно стал одним из самых крутых автомобилей XX века. Отметившись в фильмах про Джеймса Бонда и получив массу восторгов от таких звезд, как Брижит Бардо, Пол Маккартни и Beach Boys, он заработал себе впечатляющую репутацию и множество поклонников. Но для этого ему пришлось пройти через непростой старт.
 

lorem ipsum

ВЗРОСЛЕНИЕ – ДЕЛО НЕПРОСТОЕ.

Шел 1959 год, и компания British Motor Corporation (BMC) намеревалась создать компактный военный автомобиль на базе оригинального Mini. К счастью, у сэра Алека Иссигониса, конструктора оригинального Mini, было незаконченное дело как раз в этой области. До Mini он работал над парашютно-десантной амфибией Nuffield Gutty, которая, впрочем, не имела большого успеха. 

  
Иссигонис понимал, что революционная компактная конструкция Mini – особенно поперечно установленный двигатель и подвеска Moulton на упругих резиновых элементах – может быть использована в специальных целях. Ведь на ее основе были созданы фургон, пикап, дом на колесах и даже фургон для продажи мороженого. Таким образом, Mini казался очевидным выбором.
 

Вместе с Джоном Шеппардом, дизайнером BMC, который также работал над оригинальным Mini, они создали упрощенный автомобиль без дверей под кодовым названием «The Buckboard» (Повозка). Поскольку на горизонте маячили потенциально выгодные контракты, первые прототипы этого автомобиля были изготовлены еще до того, как первый Mini сошел с конвейера. Однако производство еще не было начато. В период с 1959 по 1963 год автомобиль разрабатывался и переделывался в соответствии с потребностями британских военных.
 

lorem ipsum
lorem ipsum

Moke был лишен многих деталей Mini не ради внешнего эффекта. Во-первых, он должен был быть штабелируемым – когда несколько моделей можно ставить друг на друга. Эти штабели – а значит, и сами автомобили – должны были быть достаточно легкими, чтобы их можно было перевозить на самолетах и сбрасывать на парашюте. Если бы автомобиль застрял в грязи, четыре человека могли бы поднять его и вынести в безопасное место. Серийное производство автомобиля, основанного на Mini, было бы простым: шасси представляло собой плоский лист штампованной стали с коробчатыми секциями (для топливного бака, аккумулятора и багажника). Звучит здорово, не так ли? 

К сожалению, у автомобиля были некоторые недостатки, которые сделали его непригодным для эксплуатации. Первоначально он имел только 10-дюймовые колеса и дорожный просвет, ненамного больше, чем у классического Mini (около 16,2 см). В сочетании с 37-сильным 948-кубовым двигателем это означало, что пересеченная местность или крутой склон окажутся для переднеприводного автомобиля непреодолимым препятствием. Несмотря на то, что BMC собиралась использовать колеса большего диаметра разработать полноприводную версию (со вторым двигателем в задней части), фундаментальные проблемы решить не удалось. В 1963 году казалось, что когда-то многообещающая карьера завершится, так и не начавшись. 

Но BMC не собиралась отказываться от автомобиля. В компании считали, что у него есть шансы на другом рынке – в качестве коммерческого автомобиля для фермеров. Поэтому они назвали его «Moke», использовав архаичное слово, означающее «мул». Однако оптимизм был недолгим, поскольку британское правительство классифицировало его не как коммерческий, а как пассажирский автомобиль, что означало применение более высоких налогов, а это было большой проблемой. Казалось, что ставка на Mini Moke не сыграла, и даже короткая карьера станет для него несбыточной мечтой.
  

lorem ipsum
lorem ipsum

МЕНЯ ЗОВУТ MOKE. MINI МОКЕ.

Но тут в дверь постучалась совершенно новая возможность. BMC уже экспериментировала с пляжными автомобилями, выпустив коллекцию под названием Mini Beach Cars. Эти машинки без центральных стоек, окон и дверей предназначались для поездок гостей яхт в гавани, по пляжу или по полю для гольфа. Этот мир был далек от первоначального рынка сбыта Moke – суровой службы и тяжелого труда. Но автомобиль без труда перебрался с полей на морское побережье. Возможно, отчасти это произошло благодаря тому, что он идеально подходил для самых разных целевых групп. За его рулем любой выглядел великолепно, а управлять им было очень весело.

К тому же он был доступен: первоначальная цена в 1964 году составляла всего 405 фунтов стерлингов, но, правда, такие детали, как пассажирские сиденья, поручни, отопитель, омыватель ветрового стекла и съемный брезентовый верх, относились к дополнительному оборудованию. Возможно, это было скорее достоинством, чем недостатком. Поскольку Moke был максимально упрощен, но при этом легко поддавался модификации, это позволяло производителям и клиентам легко индивидуализировать его, превращая в свой личный маленький автомобиль. Все это придавало ему особый шарм. Цена Mini Moke делала его доступным для всех, но его стиль было невозможно купить ни за какие деньги. 

Возможно, это объясняет, почему ему удалось занять важное место в истории поп-культуры. Впервые он получил международное признание, когда группа Beach Boys, находившаяся на пике своей славы, использовала его во время своего международного турне 1966 года. Год спустя он дебютировал на малом экране в популярном британском телесериале «Заключенный». Еще большую известность он получил, появившись в нескольких фильмах о Джеймсе Бонде – «Живешь только дважды» (1967), «Живи и дай умереть» (1973), «Шпион, который меня любил» (1977) и «Лунный гонщик» (1979). Интересно, что автомобилем Бонда он был только один раз – в фильме «Живи и дай умереть», когда Роджер Мур ездил на стильной версии этой модели на вымышленном острове Сан-Моник. В остальных фильмах на этом автомобиле разъезжали злодеи. Приключения Moke на острове Сан-Моник способствовали популяризации модели в таких местах, как Гавайские и Карибские острова.
 

Еще одна вспышка внимания к этому автомобилю произошла несколько лет спустя, когда легендарная Брижит Бардо проехала на своем Mini Moke с собаками по Сен-Тропе (Франция). Разумеется, этот автомобиль еще много раз появлялся в сериалах и фильмах. Ведь его, как и классический Mini, можно было использовать практически в любом фильме, и он сразу же придавал ему стиль и шарм. 
 

lorem ipsum
lorem ipsum

ТАКИЕ РАЗНЫЕ MINI MOKE.

Учитывая такую яркую карьеру как на экране, так и за его пределами, совершенно неудивительно, что Mini Moke выпускался непрерывно с тех пор, как в 1964 году с конвейера сошел его первый экземпляр. Всего до 1968 года было выпущено 14 518 автомобилей, но только около 1500 были проданы покупателям в Великобритании. Mini Moke и британская погода не были идеальной парой. Но автомобиль ждал успех во всем остальном мире – от США до Сейшельских островов и Австралии.В Австралии спрос на Mini Moke был настолько велик, что в 1966 году компания BMC открыла в Сиднее завод по их производству, на котором до 1981 года было собрано около 26 000 Moke.

Австралийский Moke получил некоторые изменения. Например, вместо обычных сидений Mini в нем использовались брезентовые подвесные варианты, более удобные для местных клиентов. Но были и другие усовершенствования – как технические, так и дизайнерские. Самым известным, пожалуй, стал Mini Californian – специальная экспортная версия Moke с хорошо известным 1275-кубовым двигателем Mini. В 1975 году появился пикап Mini Moke, а также модифицированная версия для эксплуатации на железных дорогах. Как и Mini, Moke оказался весьма разносторонним автомобилем. 

Когда производство в Австралии было свернуто, компания British Leyland (в то время владелец Mini) перенесла производство на дочернее предприятие в Португалии, где с 1980 по 1993 год было выпущено около 10 000 Moke, причем автомобиль регулярно обновлялся.
 

lorem ipsum
lorem ipsum

НИКАКИХ ПРИЗНАКОВ УХОДА НА ПЕНСИЮ.

Благодаря тому, что модифицировать Moke было очень легко, его карьера оказалась очень долгой. Будь то вариант для пятизвездочного отеля на Барбадосе или пляжный автомобиль для серферов в Калифорнии – Moke любим всегда и всеми. Почти три десятилетия производства – это достойный восхищения результат. Интересно, что Moke доступен и сегодня. Компания Rover Group продала наименование Moke (без приставки Mini) в начале девяностых годов, и с тех пор различные автомобили под этим именем постоянно всплывают в разных частях света. Очередное доказательство того, что Mini Moke по-прежнему любим. А это действительно самое большее, о чем может мечтать любой автомобиль.

Historical photos: BMW Group Classic.